[1] -2- -3- -4- -5- -6- -7- -8- -9- -10- -11-

5. Электрические машины

5.1. Общие сведения об электрических машинах

Электрическая машина - это устройство, предназначенное для взаимного преобразования механической и электрической энергий.

Электрическая машина, преобразующая механическую энергию в электрическую энергию, называется электрическим генератором.

Электрическая машина, преобразующая электрическую энергию в механическую энергию, называется электрическим двигателем.

Принцип обратимости машин: одна и та же машина может работать как в режиме двигателя, так и в режиме генератора.

Электрическая машина состоит из статора (неподвижной части) и ротора (подвижной части).

Классификация электрических машин:
1. По роду тока (постоянного тока, переменного тока, однофазные, трехфазные).
2. По назначению (двигатели, генераторы, преобразователи частоты, датчики и т.д.).
3. По соотношению скорости вращения ротора и магнитного поля статора (асинхронные и синхронные).
4. По конструктивному исполнению:
а) по способу крепления (на лапах, фланцах, выносных подшипниковых стойках);
б) по способу защиты от окружающей среды (открытые, защищенные, закрытые, взрывобезопасны и т.д.);
в) по способу охлаждения (естественное, принудительное, воздушное, водородное).

Разновидности электрических машин можно представить в виде блок - схемы:

Источники информации:
1. А.Я.Шихин § 74
2. Л.В.Усс § 8.1
3. В.Е.Китаев § 64

5.2. Электрические машины постоянного тока

5.2.1. Устройство машины постоянного тока


Рис. 5.1

Статор (индуктор):
1 - корпус (выполняется из стали, служит магнитопроводом);
2 - сердечник основных магнитных полюсов (выполняется из отдельных пластин электротехнической стали);
3 - обмотка возбуждения (выполняется из изолированного медного провода, служит для создания рабочего магнитного потока машины);
4, 5 - сердечник и обмотка дополнительных магнитных полюсов (служат для улучшения работы машины);
6 - щетки (выполняются из графита или с добавками, служат для подачи или снятия напряжения).

Ротор (якорь):
7 - вал (предназначен для передачи вращающего момента);
8 - сердечник якоря (выполняется из отдельных пластин электротехнической стали);
9 - обмотка якоря (выполняется из изолированного медного провода);
10 - коллектор (состоит из медных пластин, разделенных миканитом, служит в качестве выпрямителя или инвертора в зависимости от назначения машины).

Источники информации:
1. А.С.Касаткин § 12.1
2. А.Я.Шихин § 74 с.214
3. Л.В.Усс § 9.1
4. В.Е.Китаев § 77