-1- -2- -3- -4- -5- [6] -7- -8- -9- -10- -11-

5.3.3. Механическая характеристика асинхронного двигателя


Рис. 5.27

Механическая характеристика асинхронного двигателя - это зависимость скорости вращения двигателя от электромагнитного момента.
n1 - скорость вращения в режиме холостого хода;
nном - номинальная скорость вращения ротора;
nк - критическая скорость вращения;
Мном - номинальный электромагнитный момент;
Мп - пусковой электромагнитный момент;
Мmax - максимальный электромагнитный момент;
Н - точка, соответствующая номинальному режиму работы электродвигателя;
К - точка, соответствующая критическому режиму работы электродвигателя;
П - точка, соответствующая пуску электродвигателя.

5.3.4. Способы пуска асинхронного двигателя

1. Пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

Прямой пуск - непосредственное включение обмоток статора в сеть на номинальное напряжение.


Рис. 5.28

При этом в момент включения возникают большие пусковые токи Iп = (5 - 7) Iном (рис.5.28). Данный способ применим для двигателей мощностью меньше 50 кВт.

Для уменьшения пусковых токов применяют специальную конструкцию КЗ ротора: двигатель с глубоким пазом; с двойной беличьей клеткой.

Пуск при пониженном напряжении - на обмотку статора подается пониженное напряжение. Напряжение можно регулировать с помощью включения добавочных сопротивлений в цепь статора (рис.5.29 а ), автотрансформатора (рис. 5. 29б ), полупроводникового регулятора напряжения. Также, если при нормальной работе двигателя соединены «треугольником», то при пуске они первоначально соединяются «звездой» (рис. 5. 29 в ). При этом пусковые токи уменьшаются в три раза.

Основным недостатком этих методом является снижение пускового момента.


Рис. 5.29 а                    Рис. 5.29 б              Рис. 5.29 в

Пуск двигателя с фазным ротором осуществляется путем включения пускового реостата в цепь ротора, как это показано на рис. 5.30.

В момент пуска рабочая точка на механической характеристике находится в положении а, и при разгоне двигателя она перемещается по кривой 1, соответствующей полностью включенному реостату. При моменте, соответствующем точке е, выключается первая ступень реостата, и момент скачком увеличивается до точки b - рабочая точка переходит на кривую 2 и т.д., пока обмотка ротора не будет замкнута накоротко.


Рис. 5.30

Источники информации:
1. А.С.Касаткин § 11.7, 11.8, 11.9
2. А.Я.Шихин § 80
3. Л.В.Усс § 8.5, 8.6
4. В.Е.Китаев § 67, 68, 70